Всемирная Грузинская Ассоциация


Нико Пиросмани (1862-1918)
Родился Николай Асланович Пиросманашвили в 1862 году в селе Мирзаани, которое находится в Восточной Грузии (Кахетия), в семье крестьян. Он рано осиротел, и его взяли на воспитание зажиточные тифлисские армяне Калантаровы. Когда Нико подрос, он сначала пробовал основать вместе с товарищем мастерскую по изготовлению вывесок, потом работал тормозным кондуктором на железной дороге, торговал в лавке.
Однако в начале нового, XX века он стал бродячим художником, начал рисовать картины, вывески для столовых, лавочек, булочных, трактиров и винных погребов. Он расписывал и рисовал на черной клеенке свои неповторимые, полные загадочной прелести картины, которые за небольшую плату продавал в бедных кварталах на левом берегу Куры. Скоро у него появились даже свои меценаты среди духанщиков.
Современник вспоминал, что "Нико Пиросмани был высокого роста, волосы с проседью у него были зачесаны назад. Его бледное и надломленное лицо несло на себе отпечаток какой-то культурной мягкости и спокойствия...". За то, что он был всегда опрятно одет, был горд и независим, его часто называли "графом". Характер у Пиросмани был противоречивый и неуравновешенный. Одни помнили его словоохотливым, другие - замкнутым, одни утверждали, что он был доверчив, другие, наоборот,- подозрительным.
В начале XX века стены почти всех тифлисских погребов были разукрашены кистью Пиросмани. А в жизни он был очень одинок, его считали человеком "не от мира сего". Вскоре он к тому же пристрастился в алкоголю. В начала 1918 года большинство тифлисских духанов было закрыто, и Пиросмани остался практически без средств к существованию. В пасхальную неделю 5 мая того же года он умер в полном одиночестве.
Открыли Пиросмани в 1912 году молодые художники Кирилл и Илья Зданевичи. Зайдя в трактир "Варяг", они были покорены висевшими там картинами и захотели познакомиться с их автором. В 1913 году работы Пиросмани появились на московской выставке неопримитивистов "Мишень", на которой экспонировались произведения М.Ларионова, М. Шагала, Н. Гончаровой. С начала 20-х годов слава Пиросмани начала расти год от года. Теперь его знают во всем мире.
Большинство из более чем 200 сохранившихся работ - изображения людей и животных. Пиросмани, хотя и жил в Тифлисе, с большим наслаждением писал природу, соотнося, гармонизируя с ней все свои образы. Его персонажи кажутся внешне спокойными, но все они полны внутреннего драматизма, это не просто конкретные образы, а типы - дворник, повар, шарманщик, крестьянин с детьми, ортачальские красавицы. Все они как будто позируют перед фотокамерой. Композиции Пиросмани очень четкие и статичные. Колорит строг и сдержан. А цвета часто приобретают символическое звучание.
Вот что говорил об одной из своих работ сам Пиросмани: "Когда я пишу погибших ортачальских красавиц, я помещаю их на черном фоне черной жизни, но у них есть любовь к жизни - это цветы, помещенные вокруг фигур, и птичка у плеча. Я пишу их на белых простынях, я их жалею, белым цветом я прощаю им их грех".
В женщинах Пиросмани есть особая одухотворенность, они как бы предстоят перед какой-то высшей космической силой. Особое место в творчестве Пиросмани занимают образы животных. Иногда они более одухотворены и индивидуальны, чем образы людей.
Художники заметили, что у животных Пиросмани человеческие глаза. Благородные олени, львы, то грозные, яростные, то совсем не страшные, нежный верблюд и кроткая лань - все они воплощают не только родство животных и людей, но и их полудемоническую, полубожественную природу.
Столовые-духаны, как правило, украшались натюрмортами и сценами так называемых "кутежей", которые строились по одной, похожей на композицию "Тайной вечери" схеме. За покрытым скатертью столом лицом и боком к зрителям сидят пирующие - люди разных сословий. На столе - вертикали бутылок чередуются с дугами хлеба шоти и горизонтальными штрихами блюд с курицей, рыбой, овощами. Бурдюк с вином лежит перед столом. В этих "кутежах" - воплощенная Пиросмани идея единения. Однажды на заседании Общества грузинских художников он сказал: "Вот что нам нужно, братья. Посередине города, чтобы все было близко, нужно построить деревянный дом, где мы могли бы собираться. Купим большой стол, большой самовар, будем пить чай, много пить и говорить об искусстве..."
Из сцен крестьянского труда Пиросмани чаще всего изображал молотьбу хлеба и сбор винограда. Есть среди его картин и свадьбы, храмовые праздники...
Встречаются и композиции с философским подтекстом. Например, знаменитая картина "Бездетный миллионер и бедная с детьми" воспринимается как притча о равенстве всех перед высшим судом. У каждого своя беда, и нужно иметь силы преодолевать обстоятельства, нужно иметь силы жить.
Искусствоведы отмечали, что образы Пиросмани не только отличаются внутренним единством, но и пластической целостностью. Создается впечатление, что для каждого элемента натуры он создает своеобразные пластические формулы. Например, длинный мазок - это струя воды, кольцо - это блюдо, золотой кружок - виноградина.
Живопись Пиросмани строится на цветовых и световых контрастах. Движение от темных к более светлым краскам и пробелам создает эффект открытия сущности вещей, заложенной в них духовной энергии. Черный цвет фона у Пиросмани не воспринимается как цвет зла. Это, скорее, та непостижимая глубина, бездна, откуда рождается и куда после смерти исчезает все живое, чтобы через некоторое время возродиться вновь. Именно поэтому произведения Пиросмани часто ставят в один ряд с фольклорными и мифологическими творениями.
Художник Ладо Гудиашвили как-то написал, что лицо Пиросмани "выражало тайную радость и большое удивление". Именно эти чувства вызывают у большинства зрителей его неповторимые полотна.

Категория: Искусство | Добавил: Aniko (18 Октября 2008)
Просмотров: 2229 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]