Декоративно-прикладное искусство Грузии XIX-XX вв. Грузинское декоративно-прикладное искусство прошло долгий и сложный путь своего развития. Об этом говорят хранящиеся в фондах Государственного музея Грузии экспонаты: изделия из керамики, металла, дерева, кости и ковры. Чаша. Начало 19 века Серебро Чеканка. Диаметр 18 см, высота 9,5 см Декоративное панно "Голуби" 1969 год. А.Горгадзе. Медь. Чеканка, тонировка 35 на 54 см. Первые образцы декоративно-прикладного искусства на территории Грузии датируются VII тысячелетием до н.э. Первые серебряные предметы на территории Грузии относятся к III тысячелетию до н.э. Во втором тысячелетии до н.э. количество образцов ювелирного искусства растёт. Тогдашние златокузнецы в совершенстве владели искусством филиграни, скани, чеканки, литья. Кинжалы в ножнах 19 век, мастер Е. Джинджория Серебро, кожа. Чеканка, скань, зернь, чернь. Длина 49 см 1914 г, мастер Е.Дзадзамидзе Серебро. Чеканка, скань, зернь чернь Длина 55 см Черпаки для вина-азарпеши Слева: 19 в, серебро, чеканка. Длина 32,5см Средневековое ювелирное искусство достигло своего наивысшего расцвета в XI-XIII веках. В XVI-XVII веках оно, как и вообще грузинское искусство попало под влияние иранского искусства, но не утратило своих традиционных технических приёмов и глубоко национального содержания. Искусство златокузнецов самого большого расцвета достигло в Грузии в XIX веке. Лучшие образцы создавались в Тбилиси, Ахалцихе, Гори, Кутаиси, Зугдиди и Телави. Рядом с грузинскими работали армянские, русские и дагестанские мастера, в созданных ими произведениях легко читаются грузинские мотивы. Среди изделий златокузнецов, кроме женских украшений, традиционной считалась столовая утварь (кубки, чаши, кувшины, рога-канци). Обильно украшалось чеканкой, сканью, чернью оружие-пистолеты и кинжалы, а также газыри, портупеи, пояса. Грузинские мастера, начиная с раннефеодального периода, при художественной обработке ценных (благородных) металлов употребляли эмали. Своего расцвета это искусство достигло в IX-XII веках. Эмалью особенно перегородчатой, украшали предметы как религиозного, так и светского назначения; церковную утварь, столовую посуду, пояса, кольца, ожерелья. В XIX-XX веках грузинские мастера продолжают работать в технике эмали. В Восточной Грузии центрами керамического производства являлись: Тбилиси, Мцхета, Телави, Ниноцминда, Гори, Цхавати. В Западной Грузии – Шроша, Кутаиси, Ацана, Намиколоу и т.д. С XVIII века центрами вышивки бисером являлись Тбилиси, Гори, Кутаиси, Ахалцихе. Грузинское народное декоративно-прикладное искусство обращает на себя внимание своей простотой, пластичностью, традиционными неповторимыми формами.
Источник: http://www.jewellerymuseum.ru/georgia/georgia.htm |