13 января 2009 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося художника современного балетного театра Симона Вирсаладзе. На протяжении многих лет он был главным художником Большого театра. Вместе с хореографом Юрием Григоровичем Вирсаладзе осуществил постановку таких эпохальных спектаклей как: «Спартак», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Легенда о любви» и многих других. Он совершил революцию в области балетного театра: умел слышать музыку и превратить ее в цвет и линию, умел сделать так, что декорация и костюм становились частью танца и никогда не становились только лишь фоном. Его сценография всегда была элементом драматургии. На телеканале Культура был показан документальный фильм «Музыка цвета» (17 января, 18:45), посвященный творчеству художника. О нем вспоминают Юрий Григорович, Владимир Васильев, Борис Мессерер, Людмила Семеняка и другие артисты балета, которые имели счастье общаться с Симоном Багратовичем. Съемки также проходили в мастерских Большого театра, где продолжают работать люди, которые воплощали в жизнь идеи художника. Одна из главных заслуг Симона Вирсаладзе - утверждение качественно новых принципов сотрудничества художника и балетмейстера. В его основу легло создание единого живописно-хореографического действия, раскрывающего музыкальную драматургию спектакля. Другими словами, Вирсаладзе по-новому сформулировал главную задачу художника музыкального театра. Вплоть до недавнего времени эта задача виделась в том, чтобы создать на сцене образ места действия, в котором происходили события балета. Конечно, наиболее выдающиеся мастера советского декорационного искусства (и Вирсаладзе в их числе), решая эту задачу как основную, добивались в некоторых спектаклях и подлинного проникновенного раскрытия живописными средствами эмоционального содержания музыки. Однако сознательная перестановка акцентов с места действия на музыку как главный объект сценического воплощения произошла только в «Каменном цветке» (первая совместная постановка Григоровича и Вирсаладзе), где живопись «соединилась» с танцем. Образы художника стали создаваться как динамически развивающиеся пластические и цветовые мотивы, которые являлись зримым воплощением соответствующих тем музыкальной драматургии. Творческий метод Вирсаладзе получил название «живописный симфонизм». Это качество сценического мышления Вирсаладзе делает его театральным живописцем нового типа. Владимир Васильев: «Можно сказать, что Вирсаладзе отличается от своих предшественников аскетизмом. У Коровина, у Головина, например, слишком отличались решения оформления первого акта от второго, второго – от третьего. А у него решение казалось единым. Весь спектакль всегда пронизан единой атмосферой, единым стилем. Вирсаладзе всегда остается Вирсаладзе. Его не спутаешь ни с кем». Людмила Семеняка: «Костюмы Сулико Багратовича - это колоссальный прогресс для балета. Так же как хореография Григоровича – прогресс для всего мирового балета. И когда вместе в тандеме работали два таких художника – это настоящее большое искусство». Свои эскизы он всегда рисовал под музыку. Симон Вирсаладзе был не только знатоком балета, он был очень музыкальным человеком, хорошо чувствующим характер музыки. К сожалению, многие эскизы Симона Вирсаладзе пропали – он очень небрежно к ним относился, буквально разбрасывал. Сам он говорил: «Многие художники делают специально выставочные эскизы, которые напоминают картины по мотивам данного сценического произведения. Я этого не делаю, для меня эскиз – это подсобный материал для работы производственных цехов. Для меня главное сцена. Вот на сцене я стремлюсь сотворить чудо»
| |
Просмотров: 2337 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
28 Января 2009 | 15.05 | Устин
Классно всё: и картинка ,и информация
| |