Всемирная Грузинская Ассоциация


К 100-летию со дня рождения Симона Вирсаладзе. "Музыка цвета"
13 января 2009 года исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося художника современного балетного театра Симона Вирсаладзе. На протяжении многих лет он был главным художником Большого театра. Вместе с хореографом Юрием Григоровичем Вирсаладзе осуществил постановку таких эпохальных спектаклей как: «Спартак», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Легенда о любви» и многих других. Он совершил революцию в области балетного театра: умел слышать музыку и превратить ее в цвет и линию, умел сделать так, что декорация и костюм становились частью танца и никогда не становились только лишь фоном. Его сценография всегда была элементом драматургии. На телеканале Культура был показан документальный фильм «Музыка цвета» (17 января, 18:45), посвященный творчеству художника. О нем вспоминают Юрий Григорович, Владимир Васильев, Борис Мессерер, Людмила Семеняка и другие артисты балета, которые имели счастье общаться с Симоном Багратовичем. Съемки также проходили в мастерских Большого театра, где продолжают работать люди, которые воплощали в жизнь идеи художника.

Одна из главных заслуг Симона Вирсаладзе - утверждение качественно новых принципов сотрудничества художника и балетмейстера. В его основу легло создание единого живописно-хореографического действия, раскрывающего музыкальную драматургию спектакля. Другими словами, Вирсаладзе по-новому сформулировал главную задачу художника музыкального театра. Вплоть до недавнего времени эта задача виделась в том, чтобы создать на сцене образ места действия, в котором происходили события балета. Конечно, наиболее выдающиеся мастера советского декорационного искусства (и Вирсаладзе в их числе), решая эту задачу как основную, добивались в некоторых спектаклях и подлинного проникновенного раскрытия живописными средствами эмоционального содержания музыки. Однако сознательная перестановка акцентов с места действия на музыку как главный объект сценического воплощения произошла только в «Каменном цветке» (первая совместная постановка Григоровича и Вирсаладзе), где живопись «соединилась» с танцем. Образы художника стали создаваться как динамически развивающиеся пластические и цветовые мотивы, которые являлись зримым воплощением соответствующих тем музыкальной драматургии. Творческий метод Вирсаладзе получил название «живописный симфонизм». Это качество сценического мышления Вирсаладзе делает его театральным живописцем нового типа.

Владимир Васильев: «Можно сказать, что Вирсаладзе отличается от своих предшественников аскетизмом. У Коровина, у Головина, например, слишком отличались решения оформления первого акта от второго, второго – от третьего. А у него решение казалось единым. Весь спектакль всегда пронизан единой атмосферой, единым стилем. Вирсаладзе всегда остается Вирсаладзе. Его не спутаешь ни с кем».

Людмила Семеняка: «Костюмы Сулико Багратовича - это колоссальный прогресс для балета. Так же как хореография Григоровича – прогресс для всего мирового балета. И когда вместе в тандеме работали два таких художника – это настоящее большое искусство».

Свои эскизы он всегда рисовал под музыку. Симон Вирсаладзе был не только знатоком балета, он был очень музыкальным человеком, хорошо чувствующим характер музыки.

К сожалению, многие эскизы Симона Вирсаладзе пропали – он очень небрежно к ним относился, буквально разбрасывал. Сам он говорил: «Многие художники делают специально выставочные эскизы, которые напоминают картины по мотивам данного сценического произведения. Я этого не делаю, для меня эскиз – это подсобный материал для работы производственных цехов. Для меня главное сцена. Вот на сцене я стремлюсь сотворить чудо»

Источник: http://www.tvkultura.ru/

Категория: Искусство | Добавил: Aniaba (24 Января 2009)
Просмотров: 2337 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
28 Января 2009   |   15.05   |   Устин
Классно всё: и картинка ,и информация
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]