Мольба Художественный фильм (Грузия-фильм, 1967). Режиссер Тенгиз Абуладзе. По мотивам произведений Важа Пшавела. Сценарий Анзор Салуквадзе, Резо Квеселава, Тенгиз Абуладзе. Художник-постановщик Реваз Мирзашвили. Оператор Александр Антипенко. Композитор Нодар Габуния. Стихи в переводе Николая Заболоцкого. Читают Ираклий Учанейшвили, Лариса Данилина. В ролях: Хвтисия - Спартак Багашвили, Дева - Русудан Кикнадзе, Мацил - Рамаз Чхиквадзе, Алуда - Тенгиз Арчвадзе, Муцал - Гейдар Палавандишвили, Джохола - Отар Мегвинетухуцеси, Звиадаури - Зураб Капианидзе, Лиаза - Нана Кавтарадзе. Первый фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние". Гибель героев, рыцарей истины и добра, приводит Поэта к мысли о непобедимости зла. Устав от борьбы и лишений, Поэт складывает оружие. И тогда к нему приходят все его любимые герои. Они гасят свечи в чаше с пивом – ритуальный хевсурский жест, означающий отречение. И только увидев, какие несчастья и беды несет за собой отказ от борьбы со злом, Поэт вновь берет в руки оружие. Валерий Кичин о ленте Тенгиза Абуладзе (Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N4544 от 14 декабря 2007 года): «Этой поэтической притчей начинается ретроспектива Тенгиза Абуладзе (1924 - 1994). Ученик Льва Кулешова, он создал ленты, этапные для советского кино: "Лурджа Магданы", "Я, бабушка, Илико и Илларион", "Ожерелье для моей любимой", трилогию, впервые в СССР затеявшую разговор о непреложности общечеловеческих ценностей, которые выше систем и властей: "Мольба", "Древо желания" и "Покаяние". Эту трилогию нам и покажут в ближайшие дни. "Мольба" снята по мотивам Важи Пшавелы, он выведен в образе Поэта. Это история разочарования и отчаяния: сопротивление злу кажется безнадежным. Но приходят тени великих героев и напоминают о необходимости продолжать борьбу». Валерий Кичин о ленте Тенгиза Абуладзе (Российская газета, №4545 от 15 декабря 2007 года): «Вторая часть трилогии Тенгиза Абуладзе. Поэтическая притча по мотивам рассказов Георгия Леонидзе о грузинских Ромео и Джульетте. Старейшины села по-своему распорядились судьбой влюбленных, предают их публичному позору, что приводит к трагедии. Выдающийся по художественной мощи образец грузинского кино. Призы в Тегеране, Италии (приз "Давид Донателло"), Карловых Варах». В ролях: Верико Анджапаридзе, Зейнаб Боцвандзе, Кахи Кавсадзе , Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Кетеван Абуладзе, Нино Закариадзе, Борис Ципурия, Акакий Хидашели, Резо Эсадзе. Структура картины чрезвычайно сложна. Действие фильма начинается в настоящем времени: Кети, украшая торт кремовыми церквушками, узнает о смерти Варлама Аравидзе. Когда она рассматривает в газете его фотографии, камера уходит в ее внутренний мир, где Кети наблюдает за похоронами Аравидзе, затем — ночью — извлекает из-под земли его труп и переживает свой арест. Причины ее поступка объясняются во время судебного процесса, который и ведет к конфликту между Абелем и Торнике. Когда Абель бросает труп Аравидзе в обрыв, отказав ему в вечном покое, камера возвращается к Кети, умиленно склонившейся над тортом. Круг кадра обращен в будущее, где ничего не случится и где не будет выхода из прошлого, о котором будет сказано во втором круге и обратном кадре. В действительности же неоднократного извлечения из могилы усопшего не было. Варлам в покое. Торнике не мучает совесть за семейные грехи. Никто не каится. Кети не мстит. Царит прощение. Готовится торт. Завершающий фильм кинотрилогии: "Мольба", "Древо желания", "Покаяние". Валерий Кичин о ленте Тенгиза Абуладзе (Российская газета, №4545 от 15 декабря 2007 года): «Вершина творчества Тенгиза Абуладзе, манифест советского реформаторского кино. Ядовитейший портрет тоталитарного общества, труп которого не удается похоронить. Призы в Канне, Чикаго. Национальная премия "Ника"». | |
Просмотров: 8891 | |
Всего комментариев: 0 | |