Была такая песня, обязательно входящая в программу советских концертов, которая начиналась словами «вы слыхали, как поют дрозды, нет, не те дрозды, не полевые». И специалисты-орнитологи удивлялись, о каких таких «полевых», непоющих дроздах может идти речь? Дрозды поют себе и поют, и каждый слыхал это звонкое «фью-фью». Однако, на всякий случай и в названии своего давнего фильма Отар Иоселиани подчеркивает, что жил ПЕВЧИЙ дрозд. Чтобы не было никаких недоразумений. Вообще, ряд ранних фильмов, снятых Иоселиани в Грузии, по заголовкам можно было бы отнести к какому-нибудь естественнонаучному циклу, в каких бывают фильмы о природе – кроме «певчего дрозда», например, «Листопад», или «Пастораль». На самом деле, о природе Иоселиани и снимает, только не в прямом натуралистском смысле, а в философском. И это продолжилось и во Франции, куда Отар Давидович переехал более 20 лет назад. Это перемещение кажется таким же естественным, как пение дрозда. Давно известно о каком-то глубинном родстве грузинского и французского, не то чтобы родстве культур в каноническом понимании этого слова, а, скорее, о родстве каких-то тонких материй. Для Иоселиани, который встал однажды на позицию поэтического наблюдателя за жизнью разных людей, совершенно не важно, где для этого находиться. Это абсолютно «космополитичная» наблюдательность, которая, с одной стороны, базируется на личностно-национальном, а с другой – на вселенском. _________________________________________________________________________________________________________ 2 февраля Отару Иоселиани исполнится 75 лет, и это событие, как ни странно, оказалось незамеченным на нашем Одновременно смешная и забавная, ироничная, грустная и даже трагическая экзистенциальная притча "И стал свет" ("Культура", 3 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1989. В ролях: Сигалон Санья, Сали Баджи, Бинта Сиссе, Мари-Кристин Даяме, Фату Сайди) переносит нас в экзотичную туземную африканскую деревушку. Жизненный уклад ее обитателей, живущих удивительно дружной и насыщенной жизнью, мутирует под натиском новых технологий. Племя с равной смекалкой приспосабливает для своих нужд и дары цивилизации, и ее отбросы. Но со временем вещи меняют отношения между людьми... Сюжета как такового нет, нет и членораздельной человеческой речи: на экране сама жизнь, но она художественно так организована, что представляет собой глубокие философские размышления о смысле всего сущего. Под неожиданным ракурсом Отар Иоселиани взглянул на окружающую действительность и по-своему осмыслил ее и в "Охоте на бабочек"("Культура", 4 февраля, 23.55. Франция - ФРГ - Италия, 1992. В ролях: Нарда Бланше, Пьеретт Помпом Байаш, Александр Черкасов, Александра Либерман, Тамара Тарасашвили). Действие происходит в старинной французской усадьбе в наши дни. Эта усадьба и является главной героиней фильма, вокруг которой развиваются основные события. Умирает старая хозяйка замка. Исчезает прежняя привычная жизнь, опустошается будущее. Но даже в необратимых утратах есть своя гармония, печальная красота и, может быть, высший смысл. Усадьба перейдет в наследство московской барышне, которая, прилетев во Францию, с легкостью от нее избавится. И тут же появятся новые владельцы особняка: обнесут его новым забором, поставят добротные ворота с автоматическим замком, приладят свой герб... Это третий полнометражный фильм Отара Иоселиани, снятый во Франции, - опять поэтичный, с глубоким философским подтекстом, в нем вновь отчетливо просматриваются вечные иоселианевские темы, своеобразный и тонкий юмор выдающегося режиссера, его ностальгия об ушедшем добром старом времени. | |
Просмотров: 1871 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |