Всемирная Грузинская Ассоциация


Внутриполитические проблемы

Во второй половине 1980-х годов на территории СССР усилились центробежные процессы, которым способствовала либерализация общественной жизни, ослабление центральной власти и резкий всплеск национализма, в первую очередь на национальных окраинах (Страны Балтии(здесь речь шла о восстановлении независимости, утраченной в ходе Второй Мировой войны) Карабах, Средняя Азия).

В ряде союзных республик это привело к вооружённым конфликтам ещё в советское время.

Вооружённые конфликты достигли пика в период непосредственно после распада СССР в конце 1991 года, когда в руки руководства теперь уже бывших союзных республик попали запасы советского вооружения, которые ранее контролировались Центром.

На территории Грузии районами этно-политических конфликтов стали Абхазия и Южная Осетия).

Грузино-абхазский конфликт

14 августа 1992 отряды Национальной гвардии Грузии вошли на территорию Абхазии и за несколько дней заняли большую часть территории Абхазии, включая столицу Сухуми.

Абхазские формирования оказались окружены в районе Гудауты и Ткварчели. Абхазские отряды получили поддержку оружием и многочисленными добровольцами со стороны Конфедерации горских народов Северного Кавказа.

В июле 1993 года сепаратистские силы развернули наступление на Сухуми. 28 сентября грузинские войска при поддержке российской авиации, бронетехники и военно-морского флота были выбиты из Сухуми.

К 4 октября 1993 года абхазские сепаратистские вооружённые формирования взяли под свой контроль всю территорию автономной республики, за исключением некоторых горных районов (Верхней Абхазии). Установление контроля над Абхазией сопровождалось массовым изгнанием грузинского населения (около 300 тысяч). Около 30 тысяч грузин, в том числе детей, погибло.

С 23 июня 1994 года на территории Абхазии находятся «Миротворческие силы СНГ», представленные российскими военнослужащими. Эти вооружённые части призваны препятствовать возобновлению вооруженного противостояния.

  • Последствия конфликта

Неурегулированность отношений между Абхазией и Грузией, наличие многотысячных групп грузинских беженцев является постоянным источником напряжённости на Кавказе.

В течение пяти лет по завершении конфликта Абхазия существовала в условиях фактической блокады со стороны Грузии. Однако Россия начала постепенно восстанавливать хозяйственные и транспортные связи. Российские власти утверждают, что все контакты между Россией и Абхазией осуществляются на частном, негосударственном уровне. Грузинское руководство считает предпринимаемые со стороны России действия попустительством сепаратистскому режиму.

В 1998.-1999. годах, с помощью депутатов российской Государственной Думы, была организована раздача гражданам Абхазии российских паспортов.

Несмотря на оживление российско-абхазских контактов, экономическое положение республики остаётся тяжёлым. Инвестиции практически отсутствуют из-за неурегулированности вопросов собственности и иных юридических норм.[источник?] Единственным рынком сбыта остаётся Россия, но, например, выращивание и переработка табака в существующей ситуации экономически невыгодны из-за высоких таможенных барьеров. Население приморских районов существует в основном за счёт обслуживания российских туристов и розничной торговли. Многие выезжают на заработки в соседний Краснодарский край. Восстановление и ремонт местных туристических объектов ведётся катастрофически низкими темпами.[источник?] Исключение составляют санатории, выкупленные у местных властей российскими военными предприятиями и организациями.

Южная Осетия
Юго-Осетинская автономная область была создана на территории Грузии в 1922 году. В 1989 году совет народных депутатов автономной области принял решение о повышении статуса области до уровня автономной республики. Это решение, возможно, было связано с подъёмом национального движения в Грузии и риском утери автономии.

Верховный Совет Грузинской ССР признал это решение неконституционным, после чего административный центр Юго-Осетинской автономной области — город Цхинвали — был на несколько месяцев взят в блокаду.

В 1990 году областной совет Юго-Осетинской автономной области провозгласил Республику Южная Осетия, после чего Верховный Совет Республики Грузия (официальное название страны в 1990—1995 гг.) упразднил осетинскую автономию вообще и разделил её территорию. В Цхинвали и Дзауском районе было введено чрезвычайное положение.

В течение 1991 на территории бывшей Юго-Осетинской АО происходили периодические вооружённые столкновения. Начался поток беженцев в Северную Осетию, на российскую территорию. В Цхинвали стали прибывать добровольцы из Северной Осетии и казаки .

Грузинские силы контролировали стратегические высоты вокруг Цхинвали и осуществляли обстрелы города, приводившие к многочисленным разрушениям и жертвам.

Боевые действия были прекращены после подписания Дагомысских соглашений между Россией и Грузией и ввода в 1992 году в зону конфликта миротворческих сил в составе трёх батальонов (российского, грузинского и осетинского).

Всего за период с декабря 1990 по июль 1992 в результате конфликта в Южной Осетии погибло от 2 до 4 тысяч человек, в том числе невооруженных мирных жителей.

С 1992 по 2004 год в регионе сохранялось перемирие, при этом значительную часть территории бывшей Юго-Осетинской АО (в современном грузинском политическом дискурсе — Цхинвальский регион) контролировали вооружённые подразделения, подчиняющиеся правительству самопровозглашённой Республики Южная Осетия, остальную часть территории бывшей автономной области контролируют местные администрации Шида-Картлийского (см. Шида Картли) и Мцхета-Мтианетского краёв, а мир между осетинскими и грузинскими населёнными пунктами поддерживали миротворческие силы под командованием российского генерала.

Экономика республики существовала практически полностью за счёт транзита грузов между Россией и Грузией по Транскавказской автомагистрали. Большая часть грузов проходила контрабандой без должного таможенного оформления (граница не контролировалась грузинскими таможенниками), что позволяло грузинскому руководству — особенно после прихода к власти Михаила Саакашвили — называть юго-осетинское руководство «криминальным режимом». Российский контингент миротворческих сил обвиняли в потворстве контрабанде.

Ещё одним источником напряжённости — теперь уже для российской стороны — стало то, что беженцы, выехавшие из бывшей автономии на север и расселившиеся в Северной Осетии, стали претендовать на земли в Пригородном районе республики, который до депортации ингушей в 1944 году принадлежал Ингушетии и оспаривается этой республикой. Это стало одной из причин осетино-ингушского вооружённого конфликта на территории России, не разрешённого по сей день.

Весной—летом 2004 года, успешно справившись с аджарской оппозицией в лице Аслана Абашидзе, Михаил Саакашвили, стремясь до конца исполнить роль «собирателя грузинских земель» и рассчитывая на поддержку США, начал давление на руководство самопровозглашенной республики. Политические акции (демонстративное посещение грузинских селений самим Саакашвили и его женой) сменились экономическими (установление таможенных постов на дорогах, ведущих из бывшей Юго-Осетинской АО вглубь Грузии), а давление на миротворческие силы (запрет на передвижение военных колонн с гуманитарными грузами, арест российской военной техники, усиление разведывательных действий) перешло к вооружённым действиям (занятие стратегических высот вокруг Цхинвали, ввод дополнительных подразделений, обстрелы сначала из стрелкового оружия, а затем из миномётов и артиллерии). Появились первые жертвы среди гражданского населения и грузинских военнослужащих.

Вскоре дополнительные грузинские войска были выведены с территории Цхинвальского региона.

Категория: Политика | Добавил: iliko (10 Мая 2008)
Просмотров: 2658 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]