Теодор Шанин РЕВОЛЮЦИЯ КАК МОМЕНТ ИСТИНЫ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава третья 2. КРЕСТЬЯНСКАЯ ВЛАСТЬ Впервые крестьянское альтернативное самоуправление революционного типа возникло в 1903 году в Гурии, на грузинской окраине российского государства. Эта история оказала значительное влияние на современников и ее стоит здесь рассказать. Название Гурия произошло от княжества, которое было уничтожено в ходе российского завоевания 1810 года и переименовано в Озургетский уезд Кутаисской губернии. Территория уезда объединяла несколько горных долин в юго-западной части русского Закавказья, которые пересекались участком железной дороги Кутаиси-Батуми, ведущей далее в Турцию. На территории Гурии, площадью около 100 кв. км, находилось два небольших городка и 79 деревень. За немногими исключениями большинство ее населения, насчитывавшего примерно 100 тысяч человек, составляли грузины. Обедневшие дворяне там мало чем отличались от крестьян. В уезде насчитывалось также несколько богатых дворян-землевладельцев и государственных чиновников. Местные крестьяне оказались в особенно трудном положении после освобождения от крепостничества. (В Грузии это освобождение превратило большинство крестьян в арендаторов) Сельское население Гурии было образованнее, чем в среднем по региону, и имело репутацию независимого в мыслях и делах. В 1902 году Георгий Уратадзе - местный житель, бывший студент, отчисленный "по причинам неблагонадежности", и убежденный социал-демократ, стал инициатором крестьянских действий против местных помещиков в деревне Нигоити, расположенной поблизости от местной школы, в которой он учительствовал. Требования крестьян включали в себя: сокращение доли урожая, которую они должны были отдавать собственникам земли; свободный доступ к пастбищам; и участие дворянства в финансировании расходов местного бюджета, которые до сих пор оплачивали только одни крестьяне. То, что последовало за этим, приобрело поначалу черты трагикомедии. Крестьяне отказались выступить без принятия коллективной клятвы на верность борьбе и друг другу. Смущенного молодого рационалиста заставили играть роль священника, принимающего клятву в ходе торжественной религиозной церемонии. Вслед за этим Уратадзе спешно отправился в ближайший социал-демократический комитет, находящийся в городе Батуми, чтобы получить инструкции и передать руководство крестьянами. По принципиальным соображениям комитет недоверчиво отнесся к проведению политической акции в такой мелкобуржуазной среде. (Во всей Гурии не было ни одного промышленного предприятия.) Чхеидзе - будущий председатель фракции РСДРП в Думе, огласил решение комитета: "Мы - марксисты. Марксизм - это философия пролетариата. Крестьянин, как мелкий собственник, не способен воспринять идеологию марксизма. Он, как мелкий буржуа, ближе к буржуазии, нежели к пролетариату. Поэтому мы не можем крестьянское движение поставить под нашим знаменем". Комитет был особенно расстроен слухами о том, что крестьяне приняли клятву - ни один марксист не мог бы закрыть глаза на такую метафизику. Молодому человеку категорически отказали в поддержке социал-демократов и подвергли разносу за "авантюризм". Но трагикомедия быстро превратилась в высокую драму. Слухи о действиях крестьян и клятве верности в Нигоити быстро разнеслись по горным долинам и послужили основой живой легенды. Отклик был громадным и в одинаковой степени потряс и правительство, и революционеров. По всей Гурии в одной деревне за другой и в более отдаленных областях крестьяне объединялись, вырабатывали требования, избирали лидеров и давали взаимную клятву верности. Столкнувшись с этой волной, большинство местных землевладельцев быстро и смиренно уступили всем требованиям. Розыск зачинщиков только активизировал крестьянские политические действия. Принесшие клятву селяне отказывались выдать "подстрекателей", и последовавшие вслед за этим репрессии превратили крестьянскую борьбу в широкую конфронтацию с российскими властями. Крестьяне Гурии и некоторых других районов вышли из нее более сплоченными, чем когда-либо прежде. Грузинская интеллигенция, горожане и некоторые дворяне встали на сторону "своих" крестьян как под социалистическими, так и под националистическими лозунгами. Социал-демократические организации были вынуждены в конце концов принять руководство над крепнущим крестьянским движением. Для того, чтобы сохранить лицо, они создали в Батуми "Комитет сельскохозяйственных рабочих", который должен был возглавить гурийских бунтовщиков. (В Гурии, разумеется, практически не было "рабочих" в строгом классовом смысле, хотя, как обычно среди крестьянского населения, особенно там, где остро ощущается недостаток земли, многие крестьяне занимались дополнительной работой по найму) В Гурии жили также бывшие рабочие, ранее занятые в Батуми и высланные в свои деревни после забастовки 1902 года. Они были носителями политического опыта, важного для событий последующих лет, но не формировали ни "пролетарского слоя", ни руководящей группы в районе. Когда в 1903 году независимый социал-демократический комитет Гурии, состоявший из крестьян и местных учителей, объявил о своем возникновении, РСДРП безоговорочно приняла его в свои ряды. К концу 1903 года систематический бойкот всего населения погрузили официальные власти Гурии в пустоту. Социал-демократический комитет сельских представителей и "пропагандистов" стал на несколько лет единственной властью, которую признавало население. На всей территории уезда были de facto введены свобода слова, еженедельные политические массовые митинги, новые контролируемые комитетом арендные платежи, публичные суды и местная милиция. "Официальные" власти в своем большинстве уступили запугиванию. На них не обращали внимание, в то время как немногие, пытавшиеся исполнять свои обязанности, гибли или были силой изгнаны из уезда. (За ними охотились даже после их смерти, как это было с князем Накидзе, убитым в январе 1905 года. Из-за бойкота, объявленного могильщиками, его пришлось хоронить за пределами уезда) Государственное вмешательство при помощи силы долгое время сдерживалось политической ситуацией на Кавказе и всеобщей симпатией к Гурии. Самые богатые землевладельцы из дворян обращались с петициями против вмешательства армии. В 1905 году симпатизирующий Гурии губернатор Кутаиси занял позицию невмешательства по отношению к крестьянскому самоуправлению и даже посетил Гурию в сопровождении эскорта местной "красной милиции". Известия об этом исключительном, неожиданном и оскорбительном для властей социалистическом правлении грузинских крестьян вызвали удивление и новые размышления не только на Кавказе. С 1903 года пространные сообщения об этом, опубликованные в Искре и других нелегальных газетах, циркулировали по всему революционному российскому сообществу. С началом революционных событий 1905 года по всей России, нарастала боевитость и в Гурии. Местные дружины ("Красные сотни") были расширены и приступили к военной подготовке, готовясь к вооруженной борьбе против царского режима. Полицейские участки в районе больше не игнорировали. Они подверглись нападениям и были сожжены. Полицейских, солдат и охранников разоружили. Отряд казаков и полиции, рискнувший войти в район, попал в засаду и был разбит в бою под Насакерали. Уездный городок Озургети был захвачен вооруженными крестьянами и на массовом митинге, состоявшемся в ноябре 1905 года, была провозглашена новая власть. Уезд стал повсеместно известен под названием "Гурийская республика". По словам сторонника правительства, "Гурийский комитет фактически правил всей Гурией; без его согласия никто не смел сделать даже лишнего шагу по улице". В 1905 году создание альтернативных властей тем же порядком произошло в ряде других районов сельской Грузии, например, в Сенакском уезде ("Сенакская республика"), в Рачинском уезде, в селе Орбели и т.д. В начале 1906 года контрнаступление реакции достигло Гурии. Либеральный губернатор Кутаиси был арестован, и вся Западная Грузия была жестоко усмирена военными силами под командованием генерала Алиханова и полковников Крылова и Толмачева. С Гурией наступающая армия обращалась с особой жестокостью. "Республика" исчезла, ее лидеры были арестованы или бежали, а вооруженные отряды рассеяны после решения не оказывать открытого вооруженного сопротивления регулярной армии. Тем не менее, репрессии, аресты и высылка 300 человек в Сибирь не изменили политической позиции крестьян района, как не смогли 20 дней порок заставить крестьян села Ланчхути назвать имена "зачинщиков". В 1906 году все еще шла подготовка к вооруженному восстанию, которое должно было начаться одновременно с возобновлением революции в Центральной России. Еще более важно, что в то время как жители района формально заявляли о повиновении, их подавляющее большинство снова и снова голосовало за меньшевиков, которые руководили Гурийской республикой. Эта крестьянская поддержка оставалась неизменной вплоть до 1920-х годов. Формально по всей империи было достигнуто единство партии меньшевиков, но различиям между его грузинским и негрузинским контингентом суждено было сыграть постоянную и возрастающую роль в будущем. Лидер грузинских меньшевиков и уроженец Гурии - Ноэ Жордания - руководил фракцией социал-демократов в I Думе. В Грузии меньшевики выиграли выборы во все Думы. На выборах же 1917 года во Всероссийское Учредительное Собрание Грузия, с ее на 9/10 крестьянским населением, доказала, что она является единственной этнической окраиной в России, в которой меньшевики (т.е. члены партии, получившей только 2% голосов по всей России) набрали абсолютное большинство. Но все это еще только должно было произойти. Пока же "Гурийская республика" стала первым в истории крестьянским правлением, опиравшимся на волю абсолютного большинства, руководимым марксистами и противостоящим государству в лице русских чиновников и солдат.
| |
Просмотров: 2968 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
13 Сентября 2009 | 15.05 | Aniaba
Молодец,Лелико.
| |