Всемирная Грузинская Ассоциация


Сванэти -райский уголок в Грузии.
Алексей Пашинский, геолог-альпинист, побывавший в Сванетии с группой таких же товарищей в начале 90-х годов так описал этот край:
"Грузия велика и просторна, как сердце его народа!
Сванэти (райский уголок в Грузии).
Этот экзотический уголок Грузии - Верхняя и Нижняя Сванетия, состоит из двух районов -Местийского и Лентехского. Мать-река одного района - Ингури, второго - Цхенисцкали. Верхняя Сванетия более высокая и олимпийски величественная. Здесь и башен больше. Рассказывают, что группа молодых парней, спасаясь от рабства, ушла вверх по Ингури и обосновалась в солнечной обители - Саванэ. Что могло заставить людей поселиться здесь? Что, если не стремление к свободе и любовь к солнцу? Но нелегким и незавидным был удел жителей каменистой Сванетии... Много жертв требовала борьба со слепой стихией. Хлебороб не успевал посеять хлеб, а черная доля уже пожинала свой урожай. И в тяжкую думу погружался сван. Суровые условия жизни формировали характер горцев - делали их мужественными и выносливыми. Скудная земля не могла прокормить свана. С наступлением зимы начиналось хождение по мукам. Бесконечно долгие зимы свинцом сковывали сердца. Не было соли, пороха, одежды... Многие горцы находили безвременный конец в бешеных волнах Ингури или под снежными лавинами. Не один охотник, преследуя серн или туров, срывался в пропасть с отвесных скал. Не вернувшегося под отчий кров Мирангулу оплакивала безутешная мать. Оживала родимая природа, красочным ковром покрывались луга, великий живописец Солнце золотой кистью расцвечивал изумрудные окрестности, а в грустном Мачвиби стоял гроб ...
Отважных охотников народ воспевал в песнях и балладах. Предание о богине охоты Дали и ее возлюбленном Беткиле передавалось из поколения в поколение. Песни и баллады - неписанная поэтическая летопись сванов, которая насчитывает четыре -пять тысячелетий. С классической силой и подкупающей простотой в них повествуется о битвах с врагами, воспевается любовь к свободе и верность любимой. Нелегко жилось свану, но не терял он присутствия духа. Из века в век звучала в Саванэ песня зари .,Рихо" и восторженный гимн солнцу „Лилэо": „О солнце белое, славим тебя! Ты надежда детей твоих! Мать света, не исчезай, останься! Принесем тебе в жертву тура и серну. Поведем впереди тебя хоровод и воздвигнем замок священный, чтоб подобного ему не было нигде. Ястребы и соколы чтоб кружили над ним, чтоб орел парил в зените, а туры паслись внизу... Жертвенного быка с золотыми рогами пригоним к алтарю твоему... О солнце великое! Восходишь на небо, как надежда наша, тысячи лет славу поем тебе мы: Слава тебе! Слава тебе! А ты заходишь снова... Слава тебе, солнце великое!.." Откуда пошла она, эта величественная песня-гимн? Где истоки ее? Ученые предполагают, что древнейшее грузинское племя сванов родственно шумерам. А Лилэ-Энлиль? Ведь он был у шумеров богом Солнца! Да и культ златорогого быка относится к той поре. Голова шумерского быка - уникальная лира - словно живой образ сванского златорогого жертвенного быка из гимна „Лилэо". Лахаму у шумеров был известен как бог подземных вод. В Сванетии два селения, расположенные на берегу рек, носят это название. Мать Лахаму - „Ги", „Мать-Земля" по-свански «Гим». О языковой общности с шумерами свидетельствуют многие другие примеры.
Величествен сванский мифологический мир. Древнейшая сванская версия Амирана, сына Дали. порождена героическими эпохами и запечатлена в памяти сванов со второго тысячелетия до нашей эры. Она дает основание допустить вторичность мифа о Прометее и относить его принадлежность к Колхиде. Среди тех, кто встречал аргонавтов, очевидно, были и сваны. Не вызывает сомнений и родственность греческой богини Земли Геи сванской „Гим". Предполагают, что предки индоевропейцев переселились в XV веке до нашей эры с побережья Черного моря. От черноморского побережья — Диоскурии — до вершин Кавкасиони простирались земли сванов. Топонимика сохранила следы тех отдаленных времен: Цхуми, древнее название Сухуми, узнается в названии сванского села Цхумари. Узкими тропами через перевалы сообщалась Сванетия с другими областями. Однако смелые горцы никогда не оставались одни. Ценили друзей, сражались с недругами, хранили древние рукописи и чтили гостей. Особо почитали женщин - на племенных собраниях пользовались они равными с мужчинами правами, рядом были и в труде, и за столом, и при решении жизненно важных вопросов. Славились горцы честностью и смелостью. Ещё древнегреческий географ и историк Страбон писал: ,,Сваны могущественный народ и, я думаю, самый храбрый и отважный вообще на свете. Они в мире со всеми соседними народами, у них есть царь и совет, состоящий из 300 членов. Могут выставить 200 000 воинов". О гостеприимных, просвещенных и сильных сванах писали Плиний, Птолемей, Аппий, Евстафий Тесалонийский . . . В 1808 году немецкий ученый К. Роммель констатировал: „Сваны издревле обитают в неприступных горах, они всегда были и остаются отважными. Византийцы от них бежали сломя голову . . . Изготовляют различное оружие . . . Золото и серебро у них свои, и Страбон историю с золотым руном связывает со сванами... Древняя культура сванов общеизвестна". „Мосвин", „мосиники" Гекатеоса Милетского, Ликофрона, Аполлония Родосского и других греческих авторов несомненно связаны с названиями древнейших сванских башен и собственно сванскими (по-свански „мушванскими") именами. Этот факт свидетельствует о союзе древних колхов и греков. По свидетельству Вахушти Багратиони, сванские „мужи" были „ростом велики, дюжи, к работе весьма горазды". Ничто в Сванетии не ценится так высоко, как „хоча марэ" - хороший человек. Твердый, стойкий и неодолимый, как „дугаби" - раствор, сковавший камни башен. Хороший человек - сила народа. Именно эта здоровая основа помогла выстоять Сванетии против превратностей тысячелетий. Никогда Сванетия не была оторвана или отторгнута от матери-Родины. Извечный союз претерпел некоторое ослабление на какой-то период позднего средневековья, но и тогда край этот был близок Грузии по языку, обычаям и умонастроениям.
Немецкий ученый, поэт и путешественник Фридрих Боденштедт, относивший звучание сванской речи к образцовым, писал в 1844 году: „Этот народ привлекает наше внимание . . . тем, что, отмежеванный более других грузинских племен от внешнего мира высокими горами, более, чем другие племена, неколебимо донес и сохранил национальные признаки и особенности чисто грузинского характера". Сравнительно небольшая Сванетия имеет свою героическую историю. Много здесь пролито сванской крови... В прошлом здесь велись бесконечные войны между родами, семьями и пришельцами извне. И хлебопашец всегда был вынужден иметь под рукой ружье. Стоило ему услышать выстрел, он тут же зорко оглядывался окрест - не сражен ли пулей сын или соплеменник? Но сваны горды тем, что никогда нога захватчика не ступала по их земле, что не знают они, что такое рабство.
Этот горный край, изрезанный глубокими ущельями, с обеих сторон обступивший Ингури - „главную улицу Сванетии", со своими селениями, похожими на орлиные гнезда, с бьющими из сердца земли ключами минеральных вод „Сгим", с изумительными кристальными родниками, край, оглашаемый стуком турьих рогов, дальней перекличкой тетеревов, чарующим пением птиц и покрытый радужным покровом цветущих лугов, раскинулся на северо-западе Грузии. Пейзажи Сванетии влекут к себе сердца романтиков. Зимой же здесь - настоящая сказка! Отправимся вдоль берега грозного Ингури, по дороге, бегущей меж зеленых лесов, над зияющими пропастями, Минуем Хаиши, Лахамулу, Мулахи, Ушгули . . . Здесь, под удивительно синим небом и сверкающими вечными снегами, ощущаешь дыхание минувших столетий. Бодрит прохлада, струящаяся с ледников, и кажется, что вот-вот коснешься рукой неба. В единой гармонии с нетронутой природой слились Ушгули, Кала, Хадиши - заповедник башен, орлиная обитель, взлетевшая на высоту 2200 метров! Поэты называют ее „крышей Грузии", туристы сравнивают с мощным городом-цитаделью средневековья; сваны именуют ее далекая Ушгули. ... В пору могущества Грузии царица Тамара во многом полагалась на проверенных в деле сванов. Согласно сказаниям, лето она проводила в горной Сванетии, и Шота Руставели, находясь там же, посвятил повелительнице бессмертную поэму „Витязь в тигровой шкуре". Церкви и башни в этом горном крае, гласит предание, были возведены по ее повелению. Горцы считают, что царица погребена в Сванетии. Образ ее запечатлен в песне „Царица Тамар, Тайамара. . .". Именем Тамары и поныне зовется одна из башен в Ушгули. Белые сванские башни... Их называют загадкой древней архитектуры. Большинство сохранившихся башен относится приблизительно к двенадцатому веку, но древнейшие сванские башни и молельни датируются первым тысячелетием до нашей эры. Башни - немые свидетели героической истории этого малочисленного народа. Всегда стояли они на страже свободы. Помнят они подвиги, достойные восхищения. Из века в век защищали они жителей Ингурского ущелья. Сквозь узкие бойницы дозорные наблюдали за сельской дорогой, готовые в любой момент отрезать путь непрошенным гостям стрелами или картечью. Сванские башни внутри украшены узорной резьбой, орнаментальными кубками языческих времен, развешанными на стенах рогами туров и быстроногих серн, узорчатыми креслами, чунири и лирой, под звуки которой окруженный притихшими слушателями хозяин, подсев к огню, напевал какое-либо трагическое сказание или песню….

Один из путешественников назвал Сванетию „поразительным хранилищем народного зодчества", начало которого ученые ищут у самых истоков летосчисления. Возможно, здесь много языческого, мифического, но все поэтично, возвышенно и чисто, как хрусталь горного потока. Монолитность и форма сванских башен составляют гордость мирового зодчества. В начале XX века число башен достигало четырехсот. Двести сохранившихся башен и сто церквей как бы венчают великолепие ландшафта Сванетии, подчеркивают его своеобразие и необычность. В прошлом башня охраняла землю. Сегодня башню как памятник архитектуры охраняет закон. Посещающие Сванетию ученые ведут разговор о тысячелетней грузинской культуре, свидетелями которой являются башни, городища, крепости и церкви. В них до наших дней сохранились иконы и кресты, отчеканенные с неподражаемым мастерством, рукописи и другие памятники материальной и духовной культуры. В башне Авалиани в Хадиши в течение многих веков хранился уникальный Четырехглав, который является ныне достоянием мировой культуры. И сегодня вам покажут темную полосу на стене этой башни - след вражеской крови. Сван понимал, что сберечь книгу - значит сберечь историю своего народа. Золотой амулет, найденный в селе Хаиши, - модель башни «Морули», - созданный неизвестным сванским мастером еще до принятия христианства, свидетельствует о том, что горцы не только сохраняли шедевры национального искусства, но и своими руками создавали ту сокровищницу, которой гордится весь грузинский народ. Сванетию называют живым музеем. Время здесь сохранило много образцов национального искусства и искусства других стран - итальянский крест в церкви Иенаши, серебряная немецкая пиала и сирийский кубок в Ушгули, оловянный сасанидский кувшинчик-сура, кресты, медальоны, монеты. Сванские златокузнецы, художники, строители создавали в пору раннего средневековья уникальные образцы резьбы по дереву, иконы и кресты, доспехи, кованые из золота изделия и другие шедевры прикладного искусства. Богата Сванетия лесом, полезными ископаемыми, лечебными минеральными водами. Славят ее своим трудом строители и монтажники, геологи и авиаторы, связисты и автодорожники, газовики и горнопроходчики. Среди сванов много известных ученых, артистов, врачей, инженеров, писателей и певцов. Молодые горцы учатся в институтах и университетах страны мира. Каждый, кто впервые приезжает в Сванетию, невольно вспоминает сказочное царство снежной королевы. Здесь в небо отвесно уходят заснеженные горделивые лилово-белые пики - Ушба, Шхара, Тетнульд, Шхельда, Айлама, Шота Руставели... Высота их достигает 4695, 5201, 4851, 4369, 4544, 4960 метров.

Покорение горных вершин здесь стало национальным видом спорта. Всему миру известно имя отважного альпиниста Михаила Хергиани, который был удостоен английскими альпинистами почетного звания ,,Тигр скал". Сванские горновосходители развязали белоснежные пояса многих неприступных вершин. Высоко над головой мудрого махвши-старейшины в голубом заоблачном зените парит орел, и по-прежнему шумит извечный Ингури - двойник шумерского бога рек, новым светом озаряет горы с шестью за прошлое и во славу грядущего. У зубцов башен вьются ласточки над старыми гнездами, а у кериа — пылающего очага, вокруг покрытого искусной резьбой главного опорного столба жилища - дэдабодзи, крепкие сванские парни, обхватив друг друга за плечи, ладно ведут праздничный хоровод - перхули. Они воспевают Солнце-Лилэо. и величественный гимн утренней зари по-новому возвещает тысячелетнюю мечту сванов: „Мир башням!" Надеюсь, что этот сайт приумножит число друзей Сванетии и порадует всех, кого привлекает нерасторжимое слияние высокого искусства с неповторимостью красоты.

В Местии практически нет домов городского типа , в центре магазинчики и местная власть. Остальная территория—древние сванские строения: круглый дом, сарай и четырехэтажная башня с бойницами. Дом топится по-чёрному: в центре очаг и над ним в крыше отверстие для выхода дыма. Возле очага кресло старейшины. Пол застелен коврами и овечьими шкурами. Здесь спит вся семья. У стен по окружности дома стойла для овец. Зимой они в стойлах, а летом—на пастбищах. Лето короткое, на северных склонах снег лежит девять месяцев в году. На южных склонах вызревает ячмень, рожь. Поэтому вся забота семьи скосить как можно больше травы, собрать урожай и на волокуше притащить в сарай на зиму для семьи и овец. Такие строения и уклад жизни существуют без изменений с десятого века. Для чего нужна высокая башня? Если вспыхивает ссора между кланами и старейшинам не удается примирить стороны, тогда мужчины клана, на который нападают поднимаются не самый верх башни с ружьями, запасом еды, питья и одежды. Женщин и детей не трогают. Сванетия делится на т.н. нижнюю и верхнюю. В нижней власть принадлежит князю и только он имеет право на башню. В верхней Сванетии у каждого клана есть башня. Однако все спорные вопросы решает совет старейшин.

Теперь о религии и церкви. Сваны являются православными христианами, вместе с Грузией с шестого века нашей эры. Естественно они «немного» язычники. Сванские церкви - прямоугольные сооружения без окон и без креста на крыше. Внутри стены расписаны под Пиросмани. На алтаре вино, стаканчики и полоски материи в память об умершем. Но главное иконы. Они обрамлены тонким золотом и серебром. Именно в этом причина двойной охраны, поскольку были грабежи. Охраняет милиция и местные жители. Откуда серебро и золото? Из реки. Реки Сванетии несут золотой и серебряный песок, вымывая породу в горах. Древний миф о Золотом руне –это реальность, но жителям запрещена такая добыча золота."

Категория: Культура | Добавил: TibuaL (25 Ноября 2009)
Просмотров: 4467 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.6/5
Всего комментариев: 1
10 Октября 2010   |   15.05   |   Alena
Да, Сванетия поистине райский уголок. Еще Илья Чавчавадзе говорил: "Если вы не были в Сванетии, то вы не видели Грузии".Сванети включает в себя 2 района:Местия (Верхняя Сванетия) и Лентехи(Нижняя Сванетия). Дорогу в Нижнюю Сванетию преграждают три боевые башни. Их назвали "Встречай", "Бей", "Не пропускай". Хочу добавить немного о Михаиле Хергиани. В 1960 году после блистательных выступлений на скалах Шотландии он был посвящен в рыцари самой королевой Англии. А в 1978 году именем Михаила Хергиани была названа малая планета. В Местии создан Музей этого человека, который считал самым важным для себя спасать людей, попавших в беду в горах.
Также в Местии находится прекрасный краеведческий музей. Там собрана уникальная коллекция старинных грузинских икон, рукописей, оружия, музыкальные инструменты... Множество предметов датируется 12 веком и ранее.Одна из самых старых печатных книг относится к 897 году.
Деревня Ушгули внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.И может по праву называться одним из чудес света.
Если вы хотите незабываемых впечатлений - обязательно побывайте в Сванетии.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]