Из интервью с менеджером фирмы «Легенда» Тамуной Цнорели -Технология покрытия металла эмалью издавна было известна в древнем Египте (использовалась в золотых изделиях), на Востоке (Китай). Существуют также более поздние образцы римских изделий из бронзы. Как правило, эмалью заполнялись углублённые части металлических изделий. Такого рода технологию называли восточной. Изготовленная по этой технологии эмаль распространилась в Западной Европе в XII в. В основном известны 3 школы: - школа Маас, на лугу реки Маас в Лотарингии (мастера: Годфруа де Клер и Николай Верденель), школа Райнис – центр г. Кёльн (мастера: монахи Айльбертус и Фридерикус), и школа Лимож – центр г. Лимож, Франция. Кроме заполняющей, существуют ещё следующие технологии: резная, художественная, витражная и перегородчатая.
В грузинском искусстве, в основном, известна перегородчатая эмаль. Единственный образец восточной эмали, который хранился в Джуматской церкви, в настоящее время утерян. Эмаль занимает видное место в средневековом искусстве. Она стояля на такой же высокой ступени развития, как архитектура, настенная живопись и рельефная пластика. Для доказательства этого достаточно только уровень исполнения и количество эмали на иконе Хахули. Колорит грузинской перегородчатой эмали отличается от перегородчатой эмали других стран (пр. Византийская). Среди цветов грузинской эмали своеобразны так называемые винный и прозрачно зелёный.
Полностью интервью можно прочитать здесь
Также на наши вопросы ответит мастер Мамука Чохонелидзе.