iberia | Дата: Четверг, 10 Августа 2017, 10:42 | Сообщение # 1 |
Новичок
Группа: Пользователи
Сообщений: 19
Награды: 0
Статус: Оффлайн
|
Там, где сейчас село Рошка, раньше жили дэвы. Разоренные дэвами люди селились в деревнях ниже до тех пор, пока сын бога Иахсари не перебил всех дэвов, сразившись с ними в неравной битве. Все окрестности села Рошка усеяны обломками огромных валунов. Они были разбиты ударами его палицы. Только один из дэв спасся от Иахсари и скрылся в озере Абуделаури. Сын бога последовал за ним и убил и его. Небольшая скала, выступающая из вод Абуделаури, расщеплена пополам - это тоже след от палицы Иахсари. Последний убитый дэв пролил столько крови, что Иахсари не мог выбраться из озера до тех пор, пока, по совету провидца на берегу реки не принесли в жертву овцу с четырьмя ушами и рогами. После жертвоприношения кровь в озере спала и сын бога смог выбраться на берег.
Данный миф положил начало одному интересному ритуалу, описанному в начале XX века, но в настоящее время уже не соблюдаемому. Оказывается, каждое лето пшавцы (Иахсари также и божество пшавцев. которые тоже его почитают), заранее сообщив хевсурам день, под предводительством хевисбери выдвигались в сторону Рошка. Если они могли найти четырехухого и четырехрогого барана, то вели его с собой (в природе встречаются животные с подобной аномалией, впрочем, редко), если же нет, вели обычного жертвенного барана. У въезда в село Гуле, где построен альков Иахсари, пшавцы останавливались и творили молитвы, здесь к ним присоединялись хевсуры из Гуле, после чего общая процессия поднималась в Рошка, а оттуда вместе с жителями Рошка - на озеро Абуделаури, где и приносился в жертву овен. Хевсурский старейшина начинал молитву и постепенно впадал в транс, остальные же молящиеся потрясали и бряцали оружием и стреляли в озеро из ружей, будто стремясь запугать спрятавшегося в его глубинах дэва...
У подножья горного массива Чаухи среди укромных утопающих в зелени озер Абуделаури виднеются скалистые вершины. На одной из них - Синдаура погиб отважный охотник на зубров. Ему не смог помочь даже его верный пес Курша. Все вокруг здесь дышит мифами. По ту сторону горы в селе Амга общины Архоти жил Миндия, проведший несколько лет в плену у леших. В заточении Миндиа попробовал мясо змеи и выучил язык зверей и растений, что сделало его непобедимым витязем и истинным заступником Хевсуретии. Легенда о Миндиа стала источником вдохновения для многих грузинских писателей, а сама Хевсуретия с ее природой и населяющие ее хевсуры, носившие особую, украшенную крестами одежду, отличающуюся от платья других грузинских народов, о воинском искусстве и народной медицине которой ходили легенды, традиции и жизненный уклад которых не были похожи ни на чей другой, - всегда привлекала ученых, писателей и любителей приключений. Согласно легенде предками хевсуров были три брата: Чинчара, Араба и Гогоча. Их потомки носят фамилии Чинчараули, Арабули и Гогочури, остальные же хевсурские фамилии якобы всего лишь ответвления этих фамилий. Хевсуры селятся по обе стороны Кавказского хребта. Закавказская Хевсуретия называется «Пиракета Хевсурети» или «Буле Хевсурети». Хевсурская мифология связана в основном с Пиракета Хевсурети, что дает основания полагать, что миграция хевсуров на Северный Кавказ произошла позднее. На северных склонах Кавказского хребта хевсуры проживают в долине реки Аса- в селении Архоти и в долинах рек Аргуни и Анлакисцколи - в селениях Шатили и Мигмахеви Хевсуретию, лежащую по ту сторону Кавказского водораздела называют Пирикита Хевсурети. Жизнь в этих краях была тяжелой, на крутых склонах Хевсурети трудно было найти земли для возделывания. Вражда между хевсурскими общинами шла в основном из-за пастбищ и полей. Известно несколько войн из-за пастбищ, вызвавших несколько десятилетий вражды и кровной мести. Хевсуры также постоянно враждовали с чеченцами и ингушами, жившими по соседству. Отношения между этими народами это история нескончаемых набегов, угона скота и кровной мести, но это и история взаимного уважения горцев по отношению к общим ценностям горных народов.
Отвага и гостеприимство всегда ценились в горах, и ни хевсуры, ни их северные соседи ни в коей мере не были обделены этими качествами. Когда в 1944 году по приказу Сталина чеченцы и ингуши были насильственно переселены в Среднюю Азию, грузинские горцы (архотские хевсуры и мохевцы) поселились на более плодородных землях деревень, расположенных в долинах рек Аса и Джариахи.
Реабилитированные Никитой Хрущовым ингуши начали возвращаться на родину в 1956 году, грузинские горцы беспрекословно покинули их дома и даже оставили ингушам в дар мелкий и крупный скот, чтобы они могли прокормиться в первое время. Горцы долго хранят память о добре, также как и о причиненном зле, и именно данным фактом обусловливаются добрые отношения между грузинами и ингушами, в то время как в 90-ые годы XX века все народы Кавказа ополчились друг против друга. Земля хевсуров начинается с Орцкали (двуречья) - места, где бурная и беспокойная Хевсурская Арагви сливается с более спокойной и прозрачной Пшавской Арагви. Отсюда довольно близко до села Барисахо - единственного более или менее крупного села, в котором действует единственная в Хевсуретии школа-интернат. Из Барисахо одна дорога ведет в Ликокское ущелье и приводит в маленькие села небольшой общины. Главная же дорога ведет вдоль реки Арагви, минует Корша, поворот на Рошки и поднимается к селу Гудани, в котором находится главная святыня хевсуров Гуданис Джвари (Гуданский крест). Большинство хевсуров почитает Гуданис Хати. Гуданис Хати или иначе Бер Баадури - покровитель всей Хевсуретии.
В хевсурских сказаниях сохранены сведения о пребывании в Хевсуретии царя Картли и Кахетии Ираклия Второго. Этого царя-воина второй половины XVIII века в боевых походах всегда сопровождали хевсурские воины и телохранители. У любви и трепета хевсуров по отношению к царю помимо доблести правителя есть и другое объяснение. Ираклий был побратимом божества Гудани. Он в одиночку входил в хати (куда имели право входить только старейшины и служители религиозного культа) и, выходя оттуда оглашал заповеди Гуданис Джавари. По всей видимости Ираклий Второй успешно использовал верования хевсуров и выдавал собственную волю за завет Гудани.
Автомобильная дорога из Гудани проходит через села Бисо и Хахмати. затем поднимается ввысь по серпантину и по перевалу Датвисджвари (2676 метров) переходит на Северный Кавказ в Пирикита Хевсурети. Хевсуры, возвращающиеся из Пирикита Хевсурети на родину, обязательно останавливаются на перевале, независимо от того путешествуют они пешком, на автомобиле или верхом и опрокидывают несколько стаканчиков водки. Возвращение хевсура, живущего на равнине, обратно в горы всегда интересное зрелище.
По мере приближения к родному краю, к родной деревне хевсур все больше оживляется, в его глазах появляется огонь, он становится неугомонным и коммуникабельным. Возвращение же в низины похоже на антипутешествие: чем более он отдаляется от родного края, тем больше он замыкается в себе. Вообще хевсуры не любят большие города, и если у них нет неотложных дел в городе, они стараются их избегать.
У перевала Датвисджвари дорога устремляется вниз. Пейзаж становится более угрюмым, склоны гор еще круче и скалистее. Эти скалы вотчина заветной для хевсура дичи - туров. Подстрелить обитающего на высоте 3000 метров на неприступных скалах тура было всегда своеобразным тестом на мужественность. «Поднялся над женщинами», - говаривали про юношу, подстрелившего своего первого тура. Лучшие рога, добытые на охоте, хевсуры жертвовали своим богам и просили у тех помощи в будущей охоте…
Первые деревни Пирикита Хевсурети - Лебаискара и Кистани украшают хорошо сохранившиеся средневековые башни. Впрочем, обе деревни уже опустели и превратились в летние пастушьи становья.
Отсюда дорога устремляется еще ниже, проходит двуречье в Гуро и, наконец, приводит в Шатили. Это уникальное село-крепость - своеобразный символ Хевсуретии. Исторические фильмы о Хевсуретии снимают именно в Шатили. Эту эффектную деревню чаще всего изображают на почтовых открытках. Отсюда до границы с Чечней всего несколько километров. Деревня, расположенная в таком месте, должна быть хорошо укреплена. В XIX веке несколько хевсуров, укрепившихся в такой крепости, выдержали осаду целой дагестанской армии. В отличие от остальной Пирикита Хевсурети, в Шатили коренное поселение более или менее сохранилось. Здесь же действует начальная школа, амбулатория и две семейные гостиницы. Если проследовать из Шатили вниз по течению реки Аргуни, мы попадем в Анатори. На противоположном берегу реки расположен грузинский пограничный пункт, вдоль дороги - несколько примитивных строений. Это Анаторийские склепы - места куда приходили больные тяжелыми заразными заболеваниями, чтобы умереть в изоляции и не распространить эпидемию среди односельчан. По преданию эти крайние меры не помогли анаторийцам и некогда могучий хевсурский клан полностью вымер.
В Анатори река Аргуни сливается с рекой Андаки. С места этого слияния начинается красивая община Мигмахеви, в ныне опустевших селах которой зимует от силы один-два человека. Из высокогорных сел Хоне и Хонисчала в общине Мигмахеви идет пешая тропа в ущелье Хуро, на краю которого находится самая высокая (4400 метров) вершина Восточного Кавказского Хребта - покрытая вечными снегами гора Тебуло.
Истинным украшением Мигмахеви является твердыня Муцо, возвышающаяся подобно орлиному гнезду. После созерцания Муцо меркнут даже впечатления от Шатили. Среди всех крепостей и башен Хевсуретии Муцо - самая древняя. Ее возраст насчитывает предположительно семьсот лет. Согласно легенде строителем Муцо был незаконнорожденный сын царя - непобедимый витязь Торгва. Названная в честь Торгва башня и по сей день возвышается над Аргунским ущельем.
В Мигмахеви, также как и во всей Пирикита Хевсурети нет сотовой связи. Попасть сюда зимой можно только на вертолете. Этот край совершенно оторван от внешнего мира, новостей и благ цивилизации.
Нигде в Пирикита Хевсурети, кроме Шатили нет электричества. Однако в Хевсуретии есть еще более труднодоступное место, к которому не ведет даже автомобильная дорога. Ведущая туда из Пиракета Хевсурети пешая тропа начинается в селе Рошка, очень долго идет через перевал Целтгза на головокружительной высоте 3300 метров на Северный Кавказ, затем устремляется вниз, вьется среди бьющих из скал водопадов и кустов рододендрона и приводит, наконец, в Архоти.
На переход из Рошки в Архоти людям в хорошей спортивной форме и имеющим опыт пеших походов требуется один день. Но лицезрение трех оторванных от цивилизации Архотских сел: Амга, Ахиели и Чимга является достойной наградой для путешественников. В этой общине живет всего несколько семей Архотцев.
Пограничников здесь больше, чем коренного населения, но дети этого края - гордые и исполненные достоинства люди. Они даже не называют себя хевсурами, предпочитая название «архотионеби» (уроженцы Архоти). Основной деятельностью хевсуров всегда было скотоводство. В отличие от других горцев Восточного Кавказа, хевсуры не занимались овцеводством массово. Маленькие, почти миниатюрные хевсурские коровы с проворностью коз взбираются на головокружительные склоны и мирно пасутся на кручах.
Среди овощных культур к тамошним условиям лучше всего приспособился картофель. На маленьких удобренных естественными удобрениями участках хевсуры собирают рекордные урожаи картофеля. На сегодняшний день Хевсуретия- наименее населенный регион Грузии. Села в Хевсуретии до сих пор продолжают опустевать и превращаться в мертвые. Это- страшный, печальный и необратимый процесс. В пятидесятые годы XX века хевсуров насильственно переселяли в низины и вынуждали жить на бесплодных равнинах, совершенно не пригодных для возделывания.
Позднее некоторые жители вернулись в горы, однако многие села так и не восстановились. В 70-ые годы правительство предприняло некоторые меры для улучшения жизни хевсуров. К многим селам подвели дороги, в Гудани и в Шатили же были построены комфортные дома, выдержанные в традиционном стиле (между прочим постройка этих домов во многом обусловила сохранение в этих двух селах коренного населения).
В 90-ые годы никому не было дела до этого края, и сейчас почти ничего не предпринимается для сохранения коренного населения в селах Хевсуретии. Большинство местного населения служит в пограничных войсках, что дает им дополнительный приработок. В некоторых селах селятся сезонно.
Весной хевсуры поднимаются сюда из низин, сеют картофель и овощи, выводят скот на пастбища, а по осени снова устремляются на равнины. Наиболее оживленной Хевсуретия бывает в июле, когда от села к селу, от хати к хати передвигается самый главный для хевсуров праздник «Атенгеноба», на который в горы устремляются многие хевсуры -жители равнин.
Это языческий праздник, на котором забивается много скота, совпадает с днем поминовения греческого святого-Афеногена. Откуда в Хевсуретию пришел день поминовения греческого мученика, как он слился с народным празднеством и приобрел нынешний вид, мы, наверно не узнаем никогда. Опустевшая же Хевсуретия все равно привлекательна и полна тайн.
|
|
| |