Праздник Маланки (Щедрый вечер) и Василия (Старый Новый год)
Праздник Маланки отмечают в канун Нового года (31 декабря за старым стилем, 13 января за новым), еще его называют Щедрым вечером, или Щедрой (Второй) кутьей. Праздником Василия называют Старый Новый год и отмечают его 1 января за старым стилем (14 за новым). В отличие от Святого вечера во время Щедрого ужина накрывают богатый стол, где преобладают мясные кушанья. В некоторых селах, даже кровянка, которая является традиционным новогодним кушаньем, называется “маланками”. Во второй раз в течение зимних Святок готовят кутью. Выпекают и специальные хлеба “Маланку” и “Василия”. Как только женщина замешивала кадку для выпекания обрядового новогоднего хлеба, не моя рук от теста, она шла вместе с мужем пугать деревья, которые плохо родили. Муж нес топор, или палку, женщина перевесла, сделанные из дидуха (соломы, которая лежала на полу от Святого вечера). Подошедши к дереву, мужчина трижды стучал по нему обухом топора, или палкой и говорил: "А чего ты, груша, не родила? Я тебя срубаю, изрублю!" Или: "Не будешь родить, буду рубить, а будешь родить, буду уважать". За дерево отвечала жена: "Не руби меня, а перевеслом подпояши, я тебе еще в пригожусь". После этого женщина обтирала руки от теста о дерево и перевязывала его перевеслом.
В народе верили, что после такой процедуры дерево испугается и обязательно даст хороший урожай. Ведь на Маланки, особенно в Новогоднюю ночь, растения понимают человеческий язык, а животные даже сами разговаривают по-человечески. Кстати, животные в эту ночь могли пожаловаться Богу на хозяев, если те плохо с ними обходились. Поэтому в этот день за скотом ухаживают очень тщательным образом, хорошо кормят, чистят, ласкают.
С наступлением сумерков по селу ходили ватаги щедрувальников в карнавальных костюмах с музыкой. Среди группы преобладали холостяцкие ватаги ряженых, отдельно ходила и группа девушек. Для щедрувальников, как и для колядовщиков, не существовало половых ограничений, однако девичья Маланка по большей части щедровала под окнами, а группа ряженых парней просилась к дому, да и персонажей в маскахе в холостяцкой Маланки было значительно больше.
Среди ряженых чаще встречается образ Маланки, Василия, козы, деда, с бабой, цыган, медведя, журавля, кота... Маланкой, был парень в латаной юбке, старом платке, бровь и глаза подведены сажей, лицо беленое мелом, щеки и уста крашены красной свеклой или калиной. В руке Маланка носила кудель. Она очень любила целоваться со всеми, кто подвернется, при этом замазывала их своей "косметикой".
В девичьей группе роль Маланки и Василия исполняет девушка. Девушки “убирают Маланку в фату, как молодую украшают цветами, Василия подбирают тоже из девушки, надевают на Василия красивые штаны, френч, шапку, подводят усы. Обоих красиво подмалевывают.
Подошедши к окну, ряженые в песенной форме просили у хозяев разрешения щедровать:
“Ой Иване, Иваночку,
Пусти к дому Маланочку.”
“Пустите к дому погреть пятки,
Пустите к печке погреть зубы,
Пустите к печи согреть плечи.”
Приход ряджених был хорошим признаком, потому их обычно радостно приглашали в дом. В дом щедрувальники заходили, лишь получив разрешение хозяев. В доме сначала выполнялись щедривки для каждого члена семьи, потом пели песни о Маланке. Маланка в это время пряла кудель, приплясывала, движениями имитировала действия, воспетые в щедривке, показывая, какая она хорошая хозяйка, все делала наоборот: подметала дом от порога к столу, обувь клала на стол, тарелки под стол, пыталась помочь хозяйке подбелить пол, или помыть глиняную стену. Хозяева стремились помешать ей "наводить порядок" и внимательно следили, чтобы Маланка ничего не украла. Это за ней также водилось, ведь за краденую вещь она просила дополнительный выкуп, или угрожала продать ее в следующем доме, там мол, больше дадут. Иногда ей специально клали какую-то девичью вещь, чтобы Маланка ее украла, это предвещало девушке быстрое замужество.
В это время в сенях начинала мекать и топотать коза. Щедрувальники просили хозяев впустить и ее к дому погреться, она вон в ножку замерзла и в рожки замерзла. Войдя в дом, коза сначала пугала собравшихся, пытаясь их боднуть рогами, а затем под пение щедрувальникив воспроизводила в танце то, о чем пелось в щедривке. Все заканчивалось тем, что приходили стрелки или хлопци-молодци и ударили (застрелили) козу в правое ушко, в именно сердушко, или же под левую или правую ногу, коза упала, ногу задрала, или же упала да и нежива стала. Одним словом, коза умирала.
Что же означал этот ритуал? Почему козу непременно было убивать? Ведь коза была символом (божеством) плодородия нивы. Очевидно смерть козы - символизировала зимнюю смерть растительности, нивы. Однако в ритуале главное было не смерть козы, а ее оживление. Все присутствующие в доме, а также щедрувальники пытались оживить козу, рассмешив ее. Для этого все средства были хорошими, лишь бы коза засмеялась, начала упираться, подала признаки жизни. Ее "лечил" " врач", комментируя при этом свои действия так, что все в доме смеялись, кричали козе в уши, считали зубы, чтобы убедиться старая или молодая, был и крайний (стыдный) метод - пробовали "проверить, доится ли коза". Поскольку за народной традицией козой переодевались парни, это, как правило, приводило козу в сознание, она упиралась, брыкалась, подавала признаки жизни.
Оживание козы знаменовало собой оживание весной нивы, садов, пастбищ, природы вообще. Смех носил магическое значение - отгонял злую силу, кроме того верили, если смеяться в новогоднюю ночь то и весь год пройдет со смехом, весело и счастливо. В заключение щедрувальники провозглашали стихотворения с пожеланиями счастья, добра, в новом году и просили вознаграждения, для Козы, Маланки или других ряженых персонажей. “Дайте деньги, колокольчика излатать, чтобы было чем колотить”, “дайте козе на сено”, “Маланке на передник”, “деду на табак”. Хозяева вместо денег или лакомств предлагали Козе сена, соломы, овса, свеклы, на что щедрувальники отвечали, что их коза этого не ест, она любит свежие караваи, пироги, а также рюмашку ... Услышав о гостинцах в дом вваливались “цыгане” с “медведем” и начинали гадать, танцевать, предлагали подковать коней, или кого-то из домашних, хозяева на помощь звали стражников, которые также были среди ряженых и те выпроваживали из дома громких гостей, за что получали вознаграждение от хозяев.
Следует помнить, что в древности наши предки праздновали Новый год весной. Зимой, когда вся природа как будто умирала, Богиня плодовитости могла находиться среди мертвых. На связь Маланки с потусторонним миром в Новогоднюю ночь указывает фольклорный материал. Так в Прикарпатье щедрувальники просят рахманов отпустить Маланку погулять:
Ой паночку, Рахманочку,
Пусти с нами Маланочку
С цветами, из дутками,
С хорошими парнями
За народными верованиями рахманы живут под землей, тесно связанные с культом предков. Следовательно Богиня плодовитости зимой находится под землей в царстве рахманов, или в царстве мертвых и ее просят выпустить погулять. Василий знает путь из потустороннего мира в мир явы, который можно преодолеть в Новогоднюю ночь, и выводит Маланку из царства мертвых. Чтобы попасть из нави в мир реальный, они очевидно пересекают какой-то водный рубеж. В песнях о Маланке часто встречается ситуация, когда Маланка оказывается у воды и мочит свою одежду, в частности передник. Чтобы скрыть от врагов факт побега, в щедривках скрывается настоящая причина мокрой одежды Маланки и даются другие, часто абсурдные объяснения:
Наша Меланка хозяйка,
В ополонке ложки мыла.../2/
Ложку, тарелку, упустила /2/
Ложку, тарелку, доставала,
Беленький передник замочила.
Беглянку преследует потусторонняя сила, чтобы повернуть ее назад в подземелье. Чтобы сбить врагов с толку, запутать следы, народ прибегает к переодеванию и маскировке. И вместо одной настоящей Богини по всем селам ходят ватаги маланкарев. В каждой группе своя ряженая (подменная) Маланка, а в ее свите Василий, дед, баба, коза и группа охранников, – стражники, драгуны, уланы или казаки, с военными атрибутами. Наличием настоящей и подменной Маланки можно объяснить двоякую ее характеристику. В одних щедривках Маланка изображается как хорошая хозяйка, которая помогает своему мужу, в других же наоборот – она неумелая ленивица. В одних ватагах это подрисованный парень в дырявой женской одежде, в других - красавица мать, которая имеет несколько детей, счастлива в браке к тому же с пышным телосложением. Парень – олицетворение Маланки подменной, женщина-мать по-видимому является образом настоящей Великой богини, богини плодовитости.
Можно допустить, что время пребывания Василия в реальном мире в виде человека ограничено лишь одной Новогодней ночью. Переводя Маланку из потустороннего мира в реальный, он по-видимому нарушил какие-то запреты за что с лучами утреннего солнца должен стать цветком Василька. Именно в Новогоднюю ночь, когда Богиня плодовитости вырвалась из царства мертвых, а Бог растительности еще не потерял человеческое подобие, они могут вступить в брак. От их священного брака зависит благосостояние на земле, плодородие растений и плодовитость животных. Эта брачная связь олицетворяет и обрядовые хлеба Маланка и Василия, которые в новогоднюю ночь лежат на праздничном столе друг на друге, защищенные магическими атрибутами – чесноком, конопляным семенем, металлической монетой. Крестьяне этой ночью не спят на печи и не топят ее, чтобы Маланке было где переночевать со своим мужем. Следовательно свадьба Маланки и Василия и является началом Нового года, который начинает новую жизнь, пробуждение природы.
Среди обрядовых действий, которые происходят в Новогоднюю ночь можно также назвать соревнование ватаг ряженых маланкарев. Они, как правило, происходили в полночь на роздорожьях, или на мостах или кладке через поток. Соревнования были как индивидуальные, так и коллективные. Поединок на мостике, на рубеже двух миров, отделенных водой, да еще и в полночь мог знаменовать поединок с представителями из потустороннего мира, которые гонятся за Маланкой, а обдаривание ряженых – откупным пожертвованием потусторонней силе за Маланку.
14 января на Старый Новый год, или Василия, хозяева просыпаются рано, к восходу солнца, убирают солому из пола, подметают в доме. От Святого вечера до Василия пол никто не подметал, чтобы не вымести и не вынести счастье и судьбу из дома.
Заканчивалось действо очищением водой в котором принимали участие все ряженые. Ватаги маланкарев шли к реке где вместе умывались, иногда обливались водой, брызгались, а иногда даже прибегали к купанию в ополонке. “Переодетый в Маланку ни в каком случае не мог избежать купания. Иначе по словам украинцев-старожилов у парня, который исполнял эту роль мог вырасти хвост.
Символы праздника:Маланка, Василий, Коза, дед, баба, журавль, цыгане, кот и другие ряджени, цветущая вишневая ветвь, дидух, рукавица с семенами ржи и пшеницы.
Обычаи: народный карнавал с выполнением щедривок и разыгрываниям представлений, главными действующими лицами которых является Маланка, Василий, Коза, дед, баба, кот, врач, журавль, цыгане; заботливый уход за скотом; пугание деревьев; чествование домашнего очага – печь; обмолот дидуха; разбивание дидуха (тыквы); обрядовое посивание; сжигание дидуха и обрядовые действия связанные с ним.
Обрядовые кушанья: кутья, узвар “Маланка”, “Василий”, разнообразные мясные кушанья.